Нормативные акты

Федеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»

Закон вводит понятийный аппарат (в том числе резидент, нерезидент, валютные ценности, валютные операции, внутренние и внешние ценные бумаги), устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля. Дается определение понятия валютной операции: к таким операциям относятся действия, направленные на исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средства платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности. Валютными операциями считаются также подобные действия с валютой РФ и внутренними ценными бумагами, при условии, если они совершаются с участием нерезидентов. В Законе содержится общее правило, запрещающее совершение валютных операций в иностранной валюте между резидентами; в то же время установлен перечень валютных операций, которые могут осуществляться между резидентами. Законодательно закреплен также перечень валютных операций, осуществляемых без ограничений, между резидентами и уполномоченными банками.

Федеральный закон № 325-ФЗ от 14.11.2017 года «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»


Закон конкретизирует обязанность резидентов – участников ВЭД предоставлять уполномоченным банкам информацию о сроках получения от нерезидентов иностранной валюты и (или) валюты РФ за переданные им товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также о сроках исполнения нерезидентами обязательств по передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг в счет осуществленных резидентами авансовых платежей (сроках возврата авансовых платежей). Также уточняются размеры административных штрафов, налагаемых на резидентов – участников ВЭД за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Федеральный закон № 427-ФЗ от 28.12.2017г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

Закон корректирует понятие «резидент», конкретизирует, что является налоговым органом по месту учета резидента, расширяет разрешенные операции по зачислению денежных средств на счета физических лиц – резидентов в банках – нерезидентах.

Инструкции Банка России № 181-И от 16.08.2017 года «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»

Инструкция № 181-И вступает в силу с 01.03.2018 года и отменяет Инструкцию Банка России № 138-И от 04.06.2012 года. Инструкция определяет порядок и способы представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, порядок постановки контрактов на учет, изменения сведений о контракте и снятия контракта с учета, а также порядок ведения ведомости банковского контроля.

Инструкция № 181-И вводит:
-новую форму бланка справки о подтверждающих документах.

Инструкция № 181-И отменяет:
- бланк паспорта сделки;
- бланк справки о валютных операциях;

Кроме того, Инструкция меняет суммы обязательств по контрактам, требующих постановки на учет, а также для уполномоченных банков - сроки для постановки контракта на учет, изменения сведений о контракте и снятия контракта с учета. 

Инструкция Банка России № 111-И от 30.03.2004 года «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»

Устанавливает порядок открытия и ведения транзитных валютных счетов резидентов (юридических лиц и физических лиц - индивидуальных предпринимателей) для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001 года

Статья 15.25 КоАП предусматривает ответственность резидентов – участников ВЭД за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Указание Банка России № 4498-У от 16.08.2017 года «О порядке передачи уполномоченными банками, государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» органам валютного контроля информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования».

Указание вступает в силу с 01.03.2018 года и отменяет Положение Банка России № 308-П от 20.07.2007 года.

Указание устанавливает порядок передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к лицам, совершившим указанные нарушения.

Постановление Правительства РФ N 1365 от 12.12.2015 года «О порядке представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации»

В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" Правительство Российской Федерации постановление устанавливает порядок представления физическими лицами - резидентами налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации

Указание Банка России № 1412-У от 30.03.2004 года «Об установлении суммы перевода физическим лицом – резидентом из Российской Федерации без открытия банковского счета».

Устанавливает ограничение по сумме перевода физического лица – резидента из Российской Федерации без открытия счета через банк за один операционный день 5000 долларов США в эквиваленте.

Документы по Таможенному союзу

Письмо Банка России № 168-Т от 03.10.2014 года «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным видам операций».

Краткое содержание: «Разъяснения касаются внешнеторговых контрактов, по которым в РФ ввозятся товары, оплачиваемые российскими резидентами путем перечисления денежных средств на счета резидентов Казахстана в банках данной Республики. Выявляются случаи, когда в рамках подобных сделок проводятся операции, действительными целями которых могут являться уклонение от уплаты налогов, оплата "серого" импорта, отмывание доходов, полученных преступным путем. В связи с этим Банк России рекомендует кредитным организациям при проведении расчетов по указанным контрактам запрашивать у российских резидентов заявление о ввозе товаров с отметками налогового органа о его принятии и документ, подтверждающий фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам. Если названные документы не представлены в течение 2 месяцев с даты ввоза товаров, кредитной организации рекомендуется обеспечить повышенное внимание ко всем операциям российского резидента. Также целесообразно направить в уполномоченный орган информацию обо всех операциях такого клиента, совершенных в рамках внешнеторгового контракта. Кроме того, кредитная организация вправе отказать российскому резиденту в совершении денежного перевода».

Письмо Банка России № 157-Т от 16.11.2012 года "Об осуществлении уполномоченными банками валютного контроля за проведением резидентами валютных операций, связанных с оплатой товара, перемещаемого по территории Таможенного союза".

Краткое содержание: «Уполномоченные банки осуществляют валютный контроль в отношении операций, связанных с расчетами (переводами) по внешнеторговым сделкам, проводимым резидентами. Речь идет о контрактах (договорах), заключенных с нерезидентами, в соответствии с которыми товары перемещаются по территории Таможенного союза. В рамках контроля в уполномоченные банки, в частности, представляются транспортные документы. Разъяснено, какие документы относятся к таковым. Это, например, товарная и грузовая накладные, накладные "СМР" и "СМГС". Если резидент не предъявляет названные документы, а также представляет недостоверные или недействительные документы, уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции».

Письмо Банка России№ 167-Т от 7.12.2012 года "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов".

Краткое содержание: «По итогам надзорной деятельности за кредитными организациями Банком России выявлено следующее. Наблюдается регулярное совершение денежных переводов клиентами кредитных организаций - резидентами на счета лиц, не являющихся резидентами Белоруссии и Казахстана. При этом средства перечисляются по внешнеторговым сделкам, предусматривающим ввоз товаров в Россию с территории Белоруссии или Казахстана. В качестве подтверждающих документов представляются товарно-транспортные накладные (товарно-сопроводительные документы), оформленные грузоотправителями Беларуссии или Казахстана. ЦБ РФ отмечает, что в достоверности указанных документов возникают сомнения».

Письмо Банка России № 110-Т от 19 июня 2013 года "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов".

Краткое содержание: «В результате осуществления Банком России надзорной деятельности за кредитными организациями выявляются случаи, когда российскими резидентами - клиентами кредитных организаций в рамках выполнения внешнеторговых договоров (контрактов), по которым ввоз товаров на территорию Российской Федерации осуществляется с территории Республики Казахстан, денежные средства переводятся на счета, открытые в иностранных банках, находящихся за пределами территории Республики Казахстан».

Письмо Банка России от 10 июня 2013 г. N 104-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов".

Краткое содержание: «ЦБ РФ выявил случаи, когда российские резиденты-клиенты кредитных организаций в рамках внешнеторговых договоров (контрактов), предусматривающих ввоз в Россию товаров из Белоруссии, переводят средства на счета, открытые в иностранных банках, находящихся за пределами Белоруссии. Разъяснено, что такие операции могут проводиться для легализации преступных доходов, финансирования терроризма и в других противозаконных целых. Согласно законодательству Белоруссии и нормативным актам ее Национального банка, резиденты данной страны обязаны зачислять средства, поступающие в счет оплаты за поставляемые ими по внешнеторговым договорам (контрактам) товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги только на свои счета, открытые в банках республики. В случае выявления кредитными организациями фактов совершения клиентами указанных операций рекомендуется обеспечить повышенное внимание всем операциям такого лица, направить имеющуюся информацию, данные о клиенте и контрагентах в территориальное учреждение ЦБ РФ по месту нахождения».