Закон вводит понятийный аппарат (в том числе резидент, нерезидент, валютные ценности, валютные операции, внутренние и внешние ценные бумаги), устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля. Дается определение понятия валютной операции: к таким операциям относятся действия, направленные на исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средства платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности. Валютными операциями считаются также подобные действия с валютой РФ и внутренними ценными бумагами, при условии, если они совершаются с участием нерезидентов. В Законе содержится общее правило, запрещающее совершение валютных операций в иностранной валюте между резидентами; в то же время установлен перечень валютных операций, которые могут осуществляться между резидентами. Законодательно закреплен также перечень валютных операций, осуществляемых без ограничений, между резидентами и уполномоченными банками.
Устанавливает порядок открытия и ведения транзитных валютных счетов резидентов (юридических лиц и физических лиц - индивидуальных предпринимателей) для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций.
Статья 15.25 КоАП предусматривает ответственность резидентов – участников ВЭД за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Указание устанавливает порядок передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к лицам, совершившим указанные нарушения.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" Правительство Российской Федерации постановлением устанавливает порядок представления физическими лицами - резидентами налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации
Устанавливает ограничение по сумме перевода физического лица – резидента из Российской Федерации без открытия счета через банк за один операционный день 5000 долларов США в эквиваленте.
Краткое содержание: «Разъяснения касаются внешнеторговых контрактов, по которым в РФ ввозятся товары, оплачиваемые российскими резидентами путем перечисления денежных средств на счета резидентов Казахстана в банках данной Республики. Выявляются случаи, когда в рамках подобных сделок проводятся операции, действительными целями которых могут являться уклонение от уплаты налогов, оплата "серого" импорта, отмывание доходов, полученных преступным путем. В связи с этим Банк России рекомендует кредитным организациям при проведении расчетов по указанным контрактам запрашивать у российских резидентов заявление о ввозе товаров с отметками налогового органа о его принятии и документ, подтверждающий фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам. Если названные документы не представлены в течение 2 месяцев с даты ввоза товаров, кредитной организации рекомендуется обеспечить повышенное внимание ко всем операциям российского резидента. Также целесообразно направить в уполномоченный орган информацию обо всех операциях такого клиента, совершенных в рамках внешнеторгового контракта. Кроме того, кредитная организация вправе отказать российскому резиденту в совершении денежного перевода».
Краткое содержание: «Уполномоченные банки осуществляют валютный контроль в отношении операций, связанных с расчетами (переводами) по внешнеторговым сделкам, проводимым резидентами. Речь идет о контрактах (договорах), заключенных с нерезидентами, в соответствии с которыми товары перемещаются по территории Таможенного союза. В рамках контроля в уполномоченные банки, в частности, представляются транспортные документы. Разъяснено, какие документы относятся к таковым. Это, например, товарная и грузовая накладные, накладные "СМР" и "СМГС". Если резидент не предъявляет названные документы, а также представляет недостоверные или недействительные документы, уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции».
Краткое содержание: «По итогам надзорной деятельности за кредитными организациями Банком России выявлено следующее. Наблюдается регулярное совершение денежных переводов клиентами кредитных организаций - резидентами на счета лиц, не являющихся резидентами Белоруссии и Казахстана. При этом средства перечисляются по внешнеторговым сделкам, предусматривающим ввоз товаров в Россию с территории Белоруссии или Казахстана. В качестве подтверждающих документов представляются товарно-транспортные накладные (товарно-сопроводительные документы), оформленные грузоотправителями Беларуссии или Казахстана. ЦБ РФ отмечает, что в достоверности указанных документов возникают сомнения».
Краткое содержание: «В результате осуществления Банком России надзорной деятельности за кредитными организациями выявляются случаи, когда российскими резидентами - клиентами кредитных организаций в рамках выполнения внешнеторговых договоров (контрактов), по которым ввоз товаров на территорию Российской Федерации осуществляется с территории Республики Казахстан, денежные средства переводятся на счета, открытые в иностранных банках, находящихся за пределами территории Республики Казахстан».
Краткое содержание: «ЦБ РФ выявил случаи, когда российские резиденты-клиенты кредитных организаций в рамках внешнеторговых договоров (контрактов), предусматривающих ввоз в Россию товаров из Белоруссии, переводят средства на счета, открытые в иностранных банках, находящихся за пределами Белоруссии. Разъяснено, что такие операции могут проводиться для легализации преступных доходов, финансирования терроризма и в других противозаконных целых. Согласно законодательству Белоруссии и нормативным актам ее Национального банка, резиденты данной страны обязаны зачислять средства, поступающие в счет оплаты за поставляемые ими по внешнеторговым договорам (контрактам) товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги только на свои счета, открытые в банках республики. В случае выявления кредитными организациями фактов совершения клиентами указанных операций рекомендуется обеспечить повышенное внимание всем операциям такого лица, направить имеющуюся информацию, данные о клиенте и контрагентах в территориальное учреждение ЦБ РФ по месту нахождения».
Уважаемые клиенты ПАО «ЧЕЛИНДБАНК»!
Доводим до Вашего сведения, что в условиях сложившейся международной эпидемиологической обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), которая привела к изменению характера и условий работы уполномоченных банков, их клиентов, осуществляющих валютные операции, переносятся сроки представления клиентами документов и информации для целей валютного контроля, установленные Инструкцией Банка России от 16.08.2017г. N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления".
Так, согласно Письму Центрального Банка РФ «О продлении срока действия отдельных мер Банка России» от 29.06.2020 № ИН-014-12/103, в срок представления клиентами предусмотренных Инструкцией Банка России № 181-И справок о подтверждающих документах, а также документов, связанных с проведением валютных операций, не включается период с 30 марта по 30 сентября 2020г. (включительно).
Таким образом, крайние сроки для представления справок о подтверждающих документах (по экспортному/ импортному контракту) и сведений о валютных операциях (по экспортному контракту), документы/ операции по которым были оформлены/совершены в период после 30 марта по 30 сентября 2020г. - до 21 октября 2020г. (включительно).
Это означает, что в вышеназванный период уполномоченные банки не будут направлять органам валютного контроля информацию о нарушении сроков представления документов и информации для целей валютного контроля в соответствии с Указание Банка России от 16 августа 2017г. N 4498-У "О порядке передачи уполномоченными банками, государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" органам валютного контроля информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования".
При этом отмечаем необходимость соблюдения требований Инструкции Банка России № 181-И в отношении порядка и сроков проведения клиентом валютных операций по списанию денежных средств со своего расчетного счета, а также постановки импортного контракта на учет в уполномоченном банке.
Полностью ознакомиться с текстом Письма Центрального Банка РФ от 29.06.2020 № ИН-014-12/103 можно на сайте Центрального Банка РФ: https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/59420/20200629_in-014-12_103.pdf
В случае возникновения вопросов, а также для получения более подробной информации, Вы можете связаться со Специалистами отдела Валютного контроля по телефонам: 239-83-48, 239-83-49.