Нормативные акты

Федеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»

Закон вводит понятийный аппарат (в т.ч. резидент, нерезидент, валютные ценности, валютные операции, внутренние и внешние ценные бумаги), устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в нашей стране, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля. Дается определение понятия валютной операции: к таким операциям относятся действия, направленные на исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средства платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности. Валютными операциями считаются также подобные действия с валютой РФ и внутренними ценными бумагами, при условии, если они совершаются с участием нерезидентов. В Законе содержится общее правило, запрещающее совершение валютных операций в иностранной валюте между резидентами; в то же время установлен перечень валютных операций, которые могут осуществляться между резидентами. Впервые законодательно закреплен также перечень валютных операций, осуществляемых без ограничений, между резидентами и уполномоченными банками, который не является закрытым и может дополняться Банком России.

 

Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченнымбанкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением"

Инструкция № 138-И вступает в силу с 01.10.2012 года и отменяет Инструкции Банка России № 117-И и Положение Банка России № 258-П. Инструкция определяет порядок и способы представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации об ожидаемых максимальных сроках поступления экспортной выручки (ожидаемых максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств в счет осуществленных резидентами авансовых платежей), порядок оформления паспорта сделки и перечень сведений, подлежащих отражению в паспорте сделки, порядок ведения ведомости банковского контроля, а также порядок закрытия и перевода паспорта сделки.

Инструкция № 138-И вводит:
- новую форму бланка паспорта сделки;
- новую форму бланка справки о валютных операциях;
-новую форму бланка справки о подтверждающих документах;
-обязанность резидента представлять справку о валютных операциях при списании валюты РФ в пользу нерезидента по паспортизируемым контрактам.

Инструкция № 138-И отменяет:
- бланк справки о поступлении валюты Российской Федерации;
- бланк справки о расчетах через счета за рубежом;
- обязанность резидента указывать в расчетном (платежном) документе номера паспорта сделки при списании валюты РФ. Также Инструкция существенно изменила сроки для открытия паспорта сделки и сроки представления в Банк выше перечисленных справок.»

 

Указание от 11.06.2015г. №3671-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012г. № 138-И" "О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением."

Указание от 11.06.2015г. №3671-У вступает в силу с 03.08.2015 года и вносит изменения в Инструкцию Банка России №138-И.

Основные изменения касаются порядка представления документов и информации и осуществления валютных операций в иностранной валюте, связанных с расчетами резидента  через счет, открытый в банке за пределами территории Российской федерации (банк-нерезидент), по контракту, по которому оформлен Паспорт сделки.

В соответствие с Указанием, из Инструкции Банка России от 4 июня 2012г. № 138-И исключена глава 11 «Оформление Паспорта сделки и особенности представления резидентами документов и информации при осуществлении валютных операций через счета резидента в банке-нерезиденте».

Таким образом, оформление Паспорта сделки при проведении расчетов через счета резидента в банке-нерезиденте в Территориальном Учреждении Банка России не требуется. Все документы и информация должны представляться в любой уполномоченный банк, в котором у резидента имеются расчетные счета. Указанный уполномоченный банк после оформления Паспорта сделки выполняет функции банка Паспорта сделки.

 

Указание Банка России № 3016-У от 14 июня 2013 года «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

«Указание № 3016-У вступает в силу с01.09.2013,01.10.2013 года и вносит изменения в Инструкции Банка России №138-И.

Скорректирован порядок проведения валютных операций и оформления паспортов сделок.

Так, в справке о валютных операциях, представляемой резидентом в уполномоченный банк при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет, может быть указана информация об операциях по списанию зачисленной иностранной валюты с транзитного валютного счета.

Не требуется более заполнять и представлять справку о валютных операциях при списании резидентом иностранной валюты со своего расчетного счета для выплаты физлицам-нерезидентам пенсий, компенсаций, пособий и т. п.

Резидентам дано право представлять корректирующие справки о валютных операциях при несогласии с информацией в справке, заполненной уполномоченным банком самостоятельно.

Уточнен порядок указания нерезидентами в расчетных документах кода вида валютной операции.

Вводится обязанность оформлять паспорт сделки (ПС) на договоры аренды не только недвижимого, но и движимого имущества.

Уточнено, что требование оформлять ПС касается контрактов (кредитных договоров), сумма обязательств по которым равна или превышает в эквиваленте 50 тыс. долл. США.

Изменился и сам порядок оформления ПС. В частности, усложнена процедура оформления ПС при расчетах по контракту (кредитному договору) через счета резидента, открытые в банке-нерезиденте.

Отказать в принятии договора на обслуживание могут и в случае представления недостоверных документов (информации).

Вполовину (с 1 года до 6 месяцев) сокращен срок представления в банк подписанного контракта, если ПС оформлялся на основе его проекта.

Усовершенствован порядок переоформления и закрытия ПС, а также представления подтверждающих документов. Так, в ряде случаев при экспорте и импорте товаров не требуется подавать в банк ПС декларацию на товары.

Вводится требование о хранении в досье валютного контроля подтверждающих документов.

 

Указание Банка России № 3438-У от 06 ноября 2014 года «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»

«Указание № 3438-У вступает в силу с 23.02.2015 года и вносит изменения в Инструкции Банка России № 138-И.

В бланк «Паспорт сделки» в раздел 1 «Сведения о резиденте» добавлен новый пункт 1.4 «Дата внесения записи в государственный реестр».

Уточнен порядок закрытия резидентом паспорта сделки при исполнении обязательств данного лица перед резидентом в форме передачи ценной бумаги (включая вексель).

Информация о передаваемых нерезидентом резиденту в оплату за товар (работы, услуги, РИД) бумагах, а также об оплате таких бумаг теперь отражается в ведомости банковского контроля. Она будет использоваться органами и агентами валютного контроля для отслеживания соблюдения резидентами требований о репатриации сумм по внешнеторговым договорам (контрактам), по которым произошла замена денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым сделкам долговыми обязательствами, выраженными в ценных бумагах.»

 

Инструкция Банка России № 111-И от 30.03.2004 г. «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»

Устанавливает порядок открытия и ведения транзитных валютных счетов резидентов (юридических лиц и физических лиц - индивидуальных предпринимателей) для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций, в т.ч. при осуществлении обязательной продажи части валютной выручки. Регламентирует порядок обязательной продажи резидентами части валютной выручки и устанавливает особенности обязательной продажи для посредников.

 

Положение Банка России от 20.07.2007 № 308-П «О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства».

 

В случае нарушений резидентами – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями актов валютного регулирования и валютного контроля уполномоченные банки направляют информацию об этом органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к лицам, совершившим указанные нарушения. В связи с этим Банк России установил порядок передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к лицам, совершившим указанные нарушения.

 

Указание Банка России № 1412-У от 30.03.2004 г. «Об установлении суммы перевода физическим лицом – резидентом из Российской Федерации без открытия банковского счета».

 

Устанавливает ограничение по сумме перевода физического лица – резидента из Российской Федерации без открытия счета через банк за один операционный день 5000 долларов США в эквиваленте.

 

Методические рекомендации по вопросу оформления паспорта сделки на основании документов, рассматриваемых в качестве договоров в соответствии с нормами главы 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

В целях обеспечения единообразного применения Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением” (далее – Инструкция № 138-И) в части документов, представляемых резидентами в уполномоченные банки для оформления паспортов сделок, при переводе паспортов сделок на обслуживание в иной уполномоченный банк, Банк России рекомендует уполномоченным банкам учитывать следующее.

 

 

 

 

Документы по Таможенному союзу

Письмо Банка России № 168-Т от 03 октября 2014 года «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным видам операций».

Краткое содержание: «Разъяснения касаются внешнеторговых контрактов, по которым в РФ ввозятся товары, оплачиваемые российскими резидентами путем перечисления денежных средств на счета резидентов Казахстана в банках данной Республики. Выявляются случаи, когда в рамках подобных сделок проводятся операции, действительными целями которых могут являться уклонение от уплаты налогов, оплата "серого" импорта, отмывание доходов, полученных преступным путем. В связи с этим Банк России рекомендует кредитным организациям при проведении расчетов по указанным контрактам запрашивать у российских резидентов заявление о ввозе товаров с отметками налогового органа о его принятии и документ, подтверждающий фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам. Если названные документы не представлены в течение 2 месяцев с даты ввоза товаров, кредитной организации рекомендуется обеспечить повышенное внимание ко всем операциям российского резидента. Также целесообразно направить в уполномоченный орган информацию обо всех операциях такого клиента, совершенных в рамках внешнеторгового контракта. Кроме того, кредитная организация вправе отказать российскому резиденту в совершении денежного перевода».

 

 

Письмо Банка России № 157-Т от 16 ноября 2012 года "Об осуществлении уполномоченными банками валютного контроля за проведением резидентами валютных операций, связанных с оплатой товара, перемещаемого по территории Таможенного союза".

 

Краткое содержание: «Уполномоченные банки осуществляют валютный контроль в отношении операций, связанных с расчетами (переводами) по внешнеторговым сделкам, проводимым резидентами. Речь идет о контрактах (договорах), заключенных с нерезидентами, в соответствии с которыми товары перемещаются по территории ТС. В рамках контроля в уполномоченные банки, в частности, представляются транспортные документы. Разъяснено, какие документы относятся к таковым. Это, например, товарная и грузовая накладные, накладные "СМР" и "СМГС", коносамент. Если резидент не предъявляет названные документы, а также представляет недостоверные или недействительные документы, уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции».

 

Письмо Банка России от 7 декабря 2012 г. N 167-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов".

Краткое содержание: «По итогам надзорной деятельности за кредитными организациями Банком России выявлено следующее. Наблюдается регулярное совершение денежных переводов клиентами кредитных организаций - резидентами на счета лиц, не являющихся резидентами Белоруссии и Казахстана. При этом средства перечисляются по внешнеторговым сделкам, предусматривающим ввоз товаров в Россию с территории Белоруссии или Казахстана. В качестве подтверждающих документов представляются товарно-транспортные накладные (товарно-сопроводительные документы), оформленные грузоотправителями Беларуссии или Казахстана. ЦБ РФ отмечает, что в достоверности указанных документов возникают сомнения».

 

Письмо Банка России от 19 июня 2013 г. N 110-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов".

Краткое содержание: «В результате осуществления Банком России надзорной деятельности за кредитными организациями выявляются случаи, когда российскими резидентами - клиентами кредитных организаций в рамках выполнения внешнеторговых договоров (контрактов), по которым ввоз товаров на территорию Российской Федерации осуществляется с территории Республики Казахстан, денежные средства переводятся на счета, открытые в иностранных банках, находящихся за пределами территории Республики Казахстан».

 

Письмо Банка России от 10 июня 2013 г. N 104-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов".

Краткое содержание: «ЦБ РФ выявил случаи, когда российские резиденты-клиенты кредитных организаций в рамках внешнеторговых договоров (контрактов), предусматривающих ввоз в Россию товаров из Белоруссии, переводят средства на счета, открытые в иностранных банках, находящихся за пределами Белоруссии. Разъяснено, что такие операции могут проводиться для легализации (отмывания) преступных доходов, финансирования терроризма и в других противозаконных целых. Согласно законодательству Белоруссии и нормативным актам ее Национального банка, резиденты данной страны обязаны зачислять средства, поступающие в счет оплаты за поставляемые ими по внешнеторговым договорам (контрактам) товары (охраняемую информацию, исключительные права на РИД), выполненные работы, оказанные услуги только на свои счета, открытые в банках республики. В случае выявления кредитными организациями фактов совершения клиентами указанных операций рекомендуется обеспечить повышенное внимание всем операциям такого лица, направить информацию о них в уполномоченный орган (в настоящее время - Росфинмониторинг), а все имеющиеся данные о клиенте и контрагентах - в территориальное учреждение ЦБ РФ по месту нахождения».